понедельник, 28 августа 2017 г.

Истоки веры

свечи в церкви
Мусульманская религия, возникшая в том же практически регионе, что и христианство и предшествовавший ему иудаизм, и многое из них почерпнувшая, в своем отрицательном отношении к искусству пошла еще дальше, хотя, казалось бы, дальше идти уже некуда. Она не только запрещает «сотворение кумиров», т. е. скульптурные изображения, но даже изображение лиц вообще.
Этот «антигуманизм ислама», вытекающий из его мировоззренческой концепции, последовательно проводится в жизнь. Вот почему устремившиеся покорять мир воины ислама безжалостно сметали все «чуждое» на своем пути: статуи и фрески, мозаики и рельефы. Уничтожалось и то, что еще не успели или не сумели уничтожить христиане в Египте, бывших провинциях Рима и заморских территориях Эллады, Византии, но и то, что уже успели создать художники в лоне христианской церкви.

Ислам, однако, нанес огромный ущерб не только художественной культуре чужих, «неверных» Аллаху и его пророку народов, но и прежде всего художественному развитию арабского и других магометанизированных народов. На века здесь оказалось заторможенным развитие изобразительных искусств, особенно скульптуры и портретной живописи.

Прошли столетия. Воины ислама давно уже оставили седла своих боевых коней. Но, спешившись, они не разоружились, их по-прежнему снедает огонь неукротимой ненависти, нетерпимости ко всему, что не предусмотрено Кораном, что не содержится в рекомендациях пророка… А тут вдруг, в средине XX столетия, прямо в центре Карачи — богоспасаемой исламской столицы исламского государства Пакистан — выросло, как из-под земли, современное фешенебельное здание кинотеатра! И вот как-то один «случайный» прохожий, по всему видать, образцовый мусульманин, как бы между прочим спросил владельца кинотеатра: «Брат мой… в хорошем ли ты месте поставил свой театр?